Еще одна легенда, связанная с валютным мошенничеством, схожа с первой, но только теперь вместо незарегистрированного обменника человеку предлагают перевести деньги на некий «специальный счет» в валюте, с которого потом гражданин сможет снять свои сбережения. Для этого потенциальную жертву просят указать личные и банковские данные.
Сообщать их нельзя ни при каких обстоятельствах. Необходимо помнить, что банковские сотрудники не запрашивают финансовую информацию клиентов по телефону, поэтому самое лучшее решение в этой ситуации — бросить трубку и найти всю информацию самостоятельно. Обо всех валютных ограничениях можно узнать на сайте финансового маркетплейса Банки.ру, а если возникнут сомнения, то прежде чем совершать операцию, можно уточнить все нюансы на горячей линии «Компенсации» жертвам мошенников
Злоумышленники предлагают якобы компенсационные выплаты от государства жертвам мошенничества. Способы связи самые разные — от звонков и СМС до писем по электронной почте и сообщений в мессенджерах. Человек переходит по ссылке, где ему предлагают заполнить форму — ввести личные и банковские данные, с помощью которых потом мошенники снова могут похитить деньги.
В Банке России отмечают, что кредитные учреждения безоговорочно возвращают похищенные суммы лишь в том случае, если деньги переводились или снимались против воли клиента, а тот, в свою очередь, не передавал третьим лицам свои данные. Государство не компенсирует утерянные личные сбережения граждан. Регулятор рекомендует незамедлительно обращаться в банк и заблокировать карту, а если деньги уже похищены, нужно обращаться в полицию.
Мошенничество, связанное с переводами денег за границу
В этом случае мошенники пользуются ситуацией с изменяющимися правилами и неопределенностью в отношении переводов. Людям предлагают перевести деньги за границу, минуя банки и их комиссии, потому что якобы многие переводы теряются или вовсе запрещены. Мошенники общаются с «клиентами», рассказывают о том, как будут переводиться деньги (например, через криптовалюты), но после того, как деньги оказываются у злоумышленников, последние исчезают.
«Межбанковский счет» и другие схемы под маской государства
Мошенники часто представляются сотрудниками Центрального банка или специалистами государственных органов, после чего в расплывчатых формулировках сообщают о какой-либо угрозе, заставляя людей из страха действовать, не задумываясь.
Также банки зафиксировали новую легенду. Потенциальным жертвам мошенники предлагают «застраховать» средства, которые якобы хранятся у собеседника на «едином межбанковском счете в ЦБ». Как сообщили в ВТБ, с каждым клиентом работают несколько злоумышленников. Сначала они от лица полицейских обзванивают потенциальных жертв, сообщают о «заявлении от Центрального банка» и о том, что персональные данные человека скомпрометировали. Мошенники уточняют, что списания производились не со счета конкретного банка, а по некоему единому внутрибанковскому счету. Доступ к нему, по легенде, есть у сотрудников банков, которых и подозревают в мошенничестве.
Далее с потенциальной жертвой общается «сотрудник департамента безопасности ЦБ», который уточняет, в каком банке обслуживается клиент, какими продуктами он пользуется, проверяет остатки на счетах и даже размер зарплаты. После этого человеку предлагают застраховать общую сумму на едином счете, которая позволит вернуть все деньги в случае успешного хищения денежных средств мошенниками. Для этого они убеждают клиента перевести все свои деньги на «безопасный счет».
Первое, что нужно запомнить: Центральный банк не работает с физическими лицами, поэтому никаких услуг по страхованию или открытию счетов граждан ЦБ не оказывает. Второе: мошенники всегда требуют действовать «здесь и сейчас», поэтому лучше всегда самостоятельно перепроверить информацию. Например, позвонить напрямую в отдел полиции, где якобы работает звонивший «полицейский», или уточнить по телефону горячей линии Банка России — 8-800-300-3000.
Дистанционное оформление карт в зарубежных странах
Карточный туризм — это недешево, а получить карту Visa или Mastercard хочется многим. На волне ажиотажного спроса появились сервисы, с помощью которых можно удаленно открыть карты в зарубежных банках. Какие-то из них действительно оказывают такие услуги, а за какими-то скрываются мошенники. Дать точный список таких компаний сложно, потому что отзывы противоречивые: кому-то действительно удается воспользоваться такой возможностью, а кто-то потерял деньги и не получил карту. Рынок пока не устоялся, поэтому риски высокие.
Стоит ли страховать свои сбережения
Да, банки могут предложить оформить страховой полис от хищений, но важно внимательно читать договор, чтобы понимать, какие именно случаи будут считаться страховыми. К сожалению, это не панацея и от любых утечек денег со счета не защитит.
«Например, в договоре может быть прописано, что деньги возвращаются при ограблении у банкомата, либо если данные карты похищены с помощью технических устройств и тому подобные случаи. Стоит иметь в виду, что оформление страхового полиса – это добровольный вид страхования, не обязательный, и навязывать его в банке не вправе. В любом случае от полиса можно отказаться в течение 14 календарных дней и полностью вернуть его стоимость».
По закону «О национальной платежной системе» банки и так обязаны возвращать похищенные средства клиента, но только в определенных случаях. Когда клиент банка сообщил о несанкционированной операции в течение суток, но главное, если хищение совершено не по его вине, то есть если клиент не сообщил секретные данные карты, счета, пароли и коды злоумышленникам, не перечислил им добровольно средства. На такие случаи страховки от банка, как правило, не распространяются.
Какие методы борьбы с мошенничеством предлагает внедрить Банк России
Банк России ведет базу данных о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента. В ней аккумулируется информация от банков, в том числе содержатся сведения о мошеннических счетах. Регулятор предлагает обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на такие счета.
Если банк — отправитель платежа получил информацию из базы регулятора, но не учел ее и совершил перевод на такой счет, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные деньги. Даже если мошенническая операция произошла с использованием методов социальной инженерии. Сейчас, как правило, жертвы таких мошенников не получают компенсации от кредитных учреждений.
«Кроме того, проверять операцию на признаки мошенничества должен и банк — получатель средств. Если он видит, что деньги перечисляют на счет, содержащийся в базе регулятора, то у банка должно быть право приостанавливать доступ владельца такого счета к дистанционному обслуживанию. То есть получатель подозрительного счета не сможет сразу же распорядиться деньгами, перевести их на любой другой счет, что обычно сразу делают мошенники. Чтобы разблокировать эту возможность, владельцу счета придется прийти в отделение банка с паспортом, на что вряд ли пойдут дропперы. В то же время будут соблюдены все гражданские права добросовестных банковских клиентов», — поясняют в ГУ Банка России по ЦФО.
С 1 октября 2022 года можно самостоятельно устанавливать в своем банке запрет на дистанционные услуги. Можно ограничить все операции или только их часть — переводы, онлайн-кредитование и так далее. Такая превентивная мера актуальна для пожилых граждан, наиболее подверженных влиянию кибермошенников. Даже если злоумышленники получат доступ к онлайн-банкингу жертвы, им не удастся оформить онлайн-кредит или похитить деньги